Владение современными технологиями

    В своей трудовой деятельности активно использую передовые методики и педагогические технологии в процессе обучения и воспитания студентов: элементы личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, ИКТ-технологии, технологию проектирования,  являясь сторонником нововведений в процессы обучения и воспитания,постоянно работаю над изучением и внедрением новых информационных технологий, осваиваю новые достижения в области аппаратного и прикладного обеспечения.

       Современное образование требует решения различных задач и проблем современности, в первую очередь, проблем социализации и адаптации учащихся. Какими будут выпускники зависит не только от системы организации образовательного процесса, но и практических навыков самих студентов.

    В учебных заведениях, стремящихся к совершенствованию системы образовательных услуг, инновационная педагогическая деятельность выполняет стабилизирующую (закрепление и сохранение ранее созданной системы знаний) и одновременно творческую (направленную на совершенствование) функции. Так, если в первом случае эта функция является репродуктивной, и она направлена на воссоздание традиционных схем деятельности педагога, то есть на получение результата уже известными педагогическими средствами. То, во втором случае она носит продуктивный характер и связана с формулированием новых образовательных целей при помощи новых педагогических технологий.

     Таким образом, инновационная педагогическая деятельность, в принципе, невозможна без творческой составляющей. Спецификой же творческой составляющей является то, что и объектом и результатом в процессе ее реализации является формирование личности современного конкурентоспособного специалиста, который будет отвечать требованиям, выдвигаемым временем: знающего, умеющего принимать управленческие решения, не боящегося брать на себя ответственность за принятие этих решений.

Именно поэтому педагогический процесс можно рассматривать только во взаимодействии (совместная творческая деятельность) преподавателя и студента.

 

  Инновационный подход к обучению позволяет

так организовать учебный процесс, что ребёнку урок

и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто

в забаву или игру. И, может быть, именно на таком

занятии «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

 

 ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

     Современное образование требует решения различных задач и проблем современности, в первую очередь, проблем социализации и адаптации учащихся. Какими будут наши выпускники, зависит от всей системы организации образовательного процесса. Сейчас определен результат обучения – формирование ключевых компетенций. Сформировать их силами только традиционной методики невозможно и нерационально. На помощь преподавателю приходят инновационные технологии.

Инновационными технологиями называют педагогические технологии, ставшие популярными в последнее время:

  • информационно компьютерные и мультимедийные – технологии,
  • ТРИЗ (теория решения изобретательских задач),
  • интерактивные технологии, 
  • проектная технология, метод проектов,
  • исследовательская технология или технология проведения учебных исследований,
  • активные методы обучения и технология модерации,
  • здоровьесберегающие технологии и т.д.

Обзор современных педагогических технологий:

  • информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии;
  • проективые и деятельностные технологии;
  • креативные технологии;
  • игровые технологии: имитационные; операционные; исполнение ролей; «деловой театр»; психодрама и социодрама;
  • технологии личностно-ориентированного образования;
  • этнопедагогические технологии;
  • коллективные и групповые способы обучения;
  • тренинги;
  • коучинг.

Каталог инновационных методик (интерактивные методы обучения):

  • эвристическое обучение;
  • мозговой штурм;
  • проблемное обучение;
  • дебаты;
  • метод проектов;
  • сократический диалог;
  • дерево решений;
  • ролевые игры;
  • деловая игра;
  • деловая корзина;
  • форум;
  • обсуждение вполголоса;
  • «Думай и слушай»;
  • панельная дискуссия;
  • программа саморазвития и т.д.

Каталог электронной продукции (общепринятая система)

  • компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы;
  • обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;
  • интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;
  • распределение базы данных по отраслям знаний;
  • средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.;
  • электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

 ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Конкурентоспособность специалиста на современном рынке труда предполагает не только профессиональную компетентность, но и наличие надпрофессиональных характеристик, способствующих ее реализации в социуме: умения самостоятельно и постоянно учиться, критически анализировать информацию, эффективно общаться, быть кооперативным, уметь находить и принимать решения в нестандартных ситуациях и т.д.

Введенное понятие «универсальных компетенций» отражает запрос рынка труда на инициативного, мобильного, ответственного, обладающего информационной грамотностью, умеющего в современной социокультурной ситуации актуализировать ресурс самообразовательной деятельности специалиста. Под универсальными компетенциями понимают обобщенно представленные компетенции, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность человека в обществе, компетенции, которыми должен обладать каждый член общества, и которые можно было бы применить в самых различных ситуациях. Предполагается, что владение универсальными компетенциями позволяет человеку быть успешным в любой сфере практической деятельности, поскольку они являются ключом, основанием для других, специальных, предметно-ориентированных компетенций.

Наиболее важные интерактивные технологии с точки зрения формирования ими универсальных компетенций:

  1. Проявление ответственности за выполненную работу. Эта наиболее востребованная работодателями компетенция содержательно включает в себя такие самостоятельно-центрированные качества конкурентоспособной личности, как «самоактуализация», «способность принимать ответственные решения», «ценностно-ориентированная адекватность».На наш взгляд, развитию личностной рефлексии, формированию навыков самоконтроля, умения объективно оценивать результат своего труда может служить метод проектов, который всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую), которую студенты осуществляют в течение определенного времени, разрабатывая конкретный «продукт» в форме проекта. Продуктом может быть видеофильм, плакат, научная статья, театральная инсценировка, игра (деловая, спортивная), web-сайт и др. В ходе выполнения проекта студент оказывается вовлеченным в активный познавательный процесс, в котором учится не только самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, но и прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Перспективным в плане возможностей для формирования чувства ответственности видится и метод обучения в парах (спарринг-партнерство). Данный метод представляет собой разновидность парной работы, в которой студенты играют роль соперников в интеллектуальном поединке.

  2. Навыки работы на компьютере, знание необходимых в работе программ — вторая по значимости для работодателей универсальная компетенция. Сегодня медиакомпетентность стала абсолютно необходимым качеством для специалиста в любой отрасли. Только медиакомпетентный человек способен ориентироваться в потоках информации, понимать ее, оценивать, интерпретировать, а значит качественно выполнять свои профессиональные функции. Для человека естественен процесс взаимообмена, взаимовлияния с мультимедийной информационной средой. Интерактивная компонента мультимедиа приучает его с рождения быть не пассивным слушателем (зрителем), а активным пользователем, что наиболее характерно для человека, использующего компьютер и интегрированного в пространство Интернета. Современный студент, постоянно взаимодействующий с мультимедийной информацией, подготовлен к восприятию новых «визуализированных» знаний, что делает целесообразной подачу лекционного материала с использованием видеоряда и организацию самостоятельной работы студентов с использованием компьютерных обучающих программ, электронных учебников, справочников, а также средств компьютерной коммуникации, информационных банков и т.д. Компьютер, мгновенно раздвигающий пространство и сжимающий время, надежно хранящий и быстро преобразующий информацию, становится универсальным средством самообразования. Компьютерные технологии не только обеспечивают доступность и разнообразие информации, но и активизируют самообразовательные процессы, сопутствующие образовательной, научной, досуговой и любой другой деятельности. Внедрение мультимедийных адаптивных технологий в процесс образования считается одним из перспективных направлений развития медиаобра-зования. Эти технологии позволяют персонализировать навигационную схему, адаптировать интерфейс программы в зависимости от требований пользователя, что дает возможность смоделировать методики обучения и значительно повысить его качество и глубину.
  3. Способность работать в коллективе, команде. Как показывает социологическое исследование, эта компетенция высоко оценивается работодателями независимо от отраслевой принадлежности предприятия. В настоящее время человек должен обладать определенными качествами для эффективного функционирования в современном социуме. Среди них следует отметить быструю ориентацию на изменения во внешней среде организации, качественную интерпретацию информации, поступающей от общества, адекватную и быструю оценку в сложившейся ситуации. Достаточно эффективно с данными требованиями справляются люди, умеющие работать в команде. Это актуализирует необходимость формирования у студентов навыков корпоративного взаимодействия, под которым понимают процесс отношений участников студенческой группы, где каждый из студентов стремится добиваться желаемых им выгод за счет объединения индивидуальных возможностей и ресурсов.
  4. Способность воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новые идеи. Знания в современном мире имеют свойство устаревать, отставать от потребностей жизни. В связи с этим перед образовательными учреждениями стоит задача формирования у учащихся навыков непрерывного образования («life long learning»).
  5. Эрудированность и общая культура. В какой бы сфере деятельности ни работал специалист, его профессиональные знания, умения, навыки, опыт определяются общекультурной подготовкой. Она способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, выступает основой профессиональной культуры. Уникальными возможностями для развития рефлексивного, творческого, самостоятельного мышления,формирования мировоззрения личности, ее эрудиции и нравственных устоев обладают гуманитарные науки. Возрастание роли гуманитарной подготовки сегодня становится общей тенденцией развития мировой образовательной среды. С учетом современных возможностей получения знаний в сфере гуманитарных наук особое значение приобретают семинары с использованием интерактивных технологий (ролевые и деловые игры, презентации, дискуссии), а также внеучебные мероприятия культурологической направленности (в т.ч. олимпиады, студенческие конференции), различные тренинги социального характера, выполнение самостоятельных научных исследований, написание рефератов, эссе, участие в работе творческих коллективов, студенческих обществ.
  6. Умение планировать свою деятельность. С переходом на кредитно-модульную систему организации обучения две трети всего учебного времени отводится на самостоятельную работу под руководством преподавателя или без него. Однако переход на новую образовательную модель идет медленно, прежде всего, из-за того, что сам студент недостаточно владеет умениями самообразовательной деятельности. Для развития навыков самоорганизации времени студентам может быть предложена одна из методик тайм-менеджмента, которая предполагает использование матриц целеполагания, планирования, исполнения, принятия решений и контроля.
  7. Нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие. Необходимый на современном рынке труда уровень профессионализма и конкурентоспособности требует такой подготовки, при которой студент как субъект своего образования, четко осознает его задачи, цели, заинтересован в получении качественного образования, осознанно выбирает данную профессию, стремится достичь вершин карьерной лестницы, готов и способен заниматься профессиональным самосовершенствованием. Таким образом, сущностными признаками конкурентоспособности личности являются: самоактуализация, уверенность в себе, лидерские качества, готовность к профессиональному самоопределению и самосовершенствованию.
  8. Проявление инициативы в работе и творческой самореализации. Формирование творческой личности, обладающей креативным мышлением, в современных условиях является актуальной задачей. В связи с этим внимание обращается на поисковые методы: исследовательский и эвристический (частично-поисковый), в основе которых лежит проблемное обучение. При исследовательском методе от учащихся требуется максимум самостоятельности. Исследовательская деятельность позволяет сформировать умения творческой работы, развивает воображение, умение нестандартно мыслить. Использование театральных методик, в которых студенты могут быть как режиссерами, так и актерами, в качестве творческого образовательного средства весьма эффективно. Данная методика особенно результативна, если работа проводится без готового сценария: материал создается при помощи импровизации или сценарий пишется ситуативно по ходу обсуждения проблемы.
  9. Самостоятельность принятия решения в нетипичных ситуациях. В современном мире человек должен уметь решать сложные задачи, критически анализировать и быстро принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации, иметь способность к оптимальному поведению в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в рисковых ситуациях. Навыки самостоятельного принятия решений в нетипичных ситуациях формируют метод проектов, исследовательский метод, а также кейс-метод — метод разбора конкретной ситуации. Кейс-метод — это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных, бытовых или иных ситуаций. Кейс-метод позволяет анализировать и погружаться в различные ситуации, приближенные к профессиональным, является одновременно и заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных решений.
  10. Организаторские способности. Умение направить усилия других людей на выполнение какой-либо задачи — также важное качество конкурентоспособной личности. Для достижения высоких показателей в работе коллектива любой сотрудник, тем более руководитель, нуждается в эффективных организаторских способностях (метод проектов, студенческая научная лаборатория, ролевые игры и др).

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Образование в профессиональной образовательной организации представляет собой искусственную модель реальной жизни и профессиональной деятельности – по содержанию и формам обучения,  по той деятельности, которую студент выполняет для усвоения этого содержания, по укладу жизни образовательной организации, ответственности и т.п.

Овладение профессиональной деятельностью должно быть обеспечено в рамках качественно иной учебной деятельности, так как процесс профессионального обучения имеет двойственную природу. С одной стороны, в нем можно выделить чисто технологическую, в узком смысле, плоскость профессиональных и учебных знаний и умений, поддающуюся рациональному осмыслению и алгоритмизации, с другой стороны, педагогический процесс – это процесс социально организованного взаимодействия людей с их ценностными ориентациями, индивидуальными особенностями поведения, общения и деятельности, с их творческим потенциалом. Поэтому педагогический процесс, с точки зрения взаимодействия субъектов, является объектом управления активностью этих субъектов.

При реализации педагогических технологий в профессиональном образовании важно учитывать эту двойственность, ее нельзя устранить или преодолеть, но важно найти оптимальное сочетание использования двух сторон. Поэтому для достижения целей формирования личности высоко- квалифицированного специалиста необходимо обучение, обеспечивающее трансформацию познавательной в профессиональную деятельность с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, поступков, средств, предметов и результатов.

В отличие от студента в традиционном обучении, специалистом в профессиональной деятельности сначала осуществляется анализ ситуации, обстановки, затем постановка задачи, её решение и доказательство истинности решения. Данная схема действий будущего специалиста служит обобщенной моделью познавательной деятельности студента в активном обучении.

Внедрение и широкое применение новых форм и методов обучения (тренинги, практикум, групповая работа, проектные методы, работа со случаем и т.д.), возможно через распространение новых подходов к обеспечению качества подготовки специалиста, определяемого работодателем. Трудно осуществлять действительно практико-ориентированное обучение студентов без участия в этом процессе и активной поддержки профессионального сообщества специалистов-практиков (работодателей).  При реализации практикоориентированного обучения необходимо выполнение таких условий, как:

  • ориентация методов обучения на формирование и развитие практического мышления будущих специалистов, использование в обучении определенных (креативных) методов (метод проблемно-ориентиро ванного обучения, метод проектов и др.);
  • отражение в содержании обучения типовых профессиональных задач, интеграция учебных предметов как «способ приближения» учебной (аудиторной) ситуации к реальной, фактической, способ задания це- лостного представления о будущей профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах;
  • осуществление преемственности теоретического материала и практических заданий на всем протяжении обучения в профессиональной образовательной организации.

Наиболее эффективным считается внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. В этой связи ставится задача обновления содержания образования путем усиления его практической направленности, но при сохранении фундаментальности. Не умаляя значимость теоретического блока, компетентностный подход нацеливает образовательные программы на разработку тех форм учебного процесса, ко- торые позволяют эффективно формировать компетенции — практикумы, мастер-классы, тренинги, деловые игры, проектные и проблемные методики, самостоятельные исследования и т.п.

Определим  типологию  активных  методов обучения. Из можно поделить на 2 типа.

Активные методы обучения 1-го типа включают в себя проблемные лекции, проблемно-активные практические занятия и лабораторные работы, семинары и дискуссии, курсовое и дипломное проектирование, практику, стажировку, обучающие и контролирующие программы, конференции, олимпиады и т.п. Все они ориентированы на самостоятель- ную деятельность обучаемого, проблемность. Но в них отсутствует имитация реальных обстоятельств в условной ситуации.

Активные методы обучения 2-го типа (имитационные) подразделяются на неигровые и игровые. К неигровым активным методам обучения относятся: метод анализа конкретной ситуации, тренажеры, имитационные упражнения на нахождение известного решения. Здесь есть моделирование реальных объектов и ситуаций, но отсутствует свободная игра с ролевыми функциями. К игровым методам относятся: деловые (управленческие игры), метод разыгрывания ролей, индивидуальные игровые занятия на машинных моделях. Эти методы имеют высокую эффективность в учебном процессе и применяются в ведущих образовательных учреждениях всего мира.

 МЕТОД ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ

Самым эффективным в решении данной задачи является метод практической или проектной деятельности, где учащиеся получают социально- профессиональный опыт.

Социально-профессиональный опыт – это апробированные в собственной практике знания и навыки выполнения операций, использованных в деятельности; ценностные установки как нормы и способы взаимодействия с профессионально-социальной средой; эмоции, которые могут способствовать осуществлению подобной деятельности в будущем.

Независимо от преобладающей цели и ведущей деятельности каждый проект в первую очередь должен рассматриваться как ролевой, с обязательным определением роли каждого учащегося, которую он должен прожить, а не сыграть в ходе проекта.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-позна вательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной прак- тической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – стано- вится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Cуть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Классификация проектов:

  • Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
  • Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.
  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т ч. в Интернете.
  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно- прикладного искусства, видеофильмы, т.п.
  • Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, члены проектной команды берут на себя роли лите- ратурных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Любой проект – исследовательский, точно так же как любой – творче- ский, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому речь идет о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

Тема проекта – самый важный момент в организации проектной деятельности студентов. Если тема придумана преподавателем совместно с детьми, она становится мощным мотивирующим фактором для успешной работы над проектом. При формулировании темы может быть использован описанный метод «мозгового штурма». Придумать тему также можно с помощью следующих приемов:

  • «Привязка изучаемого материала к практике». Разработав под руководством преподавателя несложную анкету и опросив учащихся одной параллели, члены проектной группы могут получить самую неожиданную информацию по изучаемому вопросу.
  • «Два в одном». Известно, что наибольшее количество открытий делается на «стыке» наук. По аналогии можно при определении темы сочетать различные вещи, например, химию и экологию, получив тему «Химия и защита окру- жающей среды», а объединив биологию и право – тему «Ожирение и права человека» и т. д.
  • «Ответ на вопрос». Если проанализировать ситуации, которые ежедневно складываются вокруг нас, то мы столкнемся с различными вопросами, на которые хотелось бы получить достоверный ответ. «Как поступить в ВУЗ?», «Как выявить свои способности?», «Как найти работу?» – ответы на эти во просы могли бы быть представлены в виде проектных работ.
  • «Деревянная проблема». Слово «проблема» чаще всего используют для обозначения ситуации несоответствия между желаемым и существующим. Противоречие чьих-либо интересов также таит в себе проблему. Например, «Дерево решений»: выделяется проблема, предлагаются варианты ее решения, анализируются «плюсы» и «минусы» каждого варианта и выбирается один из них, который дает нам возможность формулировать темы проектных работ.
  • «Предметно-объектный принцип». Объект – это то, что мы изучаем, а предмет – аспект, повод для изучения объекта.

Некоторые возможные продукты проектной деятельности: модель чего-либо, бизнес-план, видеофильм, видеоклип, мультимедийный продукт, выставка, законопроект, игра, макет, музыкальное произведение, справочник, статья, сценарий и многое другое.

Сегодня технология проектной деятельности является одной из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности.

 ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННО — ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ 

Я уделяю большое внимание внедрению и усовершенствованию инновационных образовательных технологий на основе активизации и интенсификации деятельности студентов.

Помимо таких технологий, как игровая, информационно-коммуникационная, применяю интерактивную технологию.

Сложность применения игровой технологии определяется многообразием форм игры, способов участия в ней партнеров и алгоритмами проведения игры. В процессе игры осваиваются правила поведения студентов в социуме, приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики студентов. Игровые формы обучения дают возможность преподавателям оптимально использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности к творческо-поисковой деятельности. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. На учебных занятиях – игры творческие, деловые, сюжетно-ролевые («Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Прибыльное производство», «Деловой дозор», «Город 21 века», «Технологии», «Я и моя будущая профессия», «Моя фирма»). Игровая модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.

Интерактивные технологии включают такие формы и методы, как работа в малых группах – в парах, ротационных тройках, «два, четыре, вместе»; лекции с проблемным изложением; эвристическая беседа; занятия — семинары (в форме дискуссий, дебатов); занятия-конференции; деловые игры; проектная деятельность студентов.

Одной из новых форм эффективных интерактивных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием метода проектных решений. Эта технология обучения – обучение действием. Суть проект–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Все вышеперечисленные педагогические технологии способствуют формированию у студентов общих и профессиональных компетенций.

Инновационно – коммуникационные технологии призваны стать не дополнительным элементом в обучении и самообучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, дающей возможность адаптации в информационном мире и указывающей путь к самосовершенствованию независимо от финансовых, физиологических, территориальных ограничений.

Применение современных информационных технологий в обучении – одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса.

В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, участвующие в передаче учебной информации: технические  средства, к ним относится  компьютерная техника, и  средства связи, и  программные средства, которые могут быть различного назначения.

Как технические, так и программные средства вносят свою специфику и оказывают определенное влияние на учебный процесс.

По мере возможности создаются специализированные библиотеки для специальностей, включающие в себя презентации, видеоролики, энциклопедии, книги русских, украинских и зарубежных издательств, периодические издания, профессиональный софт, графику, обучающие программы, симуляторы и многое другое.

Библиотеки являются помощниками преподавателей в их педагогической деятельности, а также путеводителем подрастающего поколения.

Силами преподавателей создаются мультимедийные комплексы по отдельным дисциплинам в соответствии с программой и включают в себя лекции, лабораторные, самостоятельную работу, тестирование, дополнительные источники, презентации, видеоролики, ассортимент учебников по основной и самостоятельной видам работ со студентами, связанный с индивидуальным подходом к студенту (отстающие, одаренные, любознательные в определенной сфере).

 

Студенты, наследуя лучшие традиции и используя современные технологии, так же используют мультимедийные технологии при докладах на семинарах, защитах курсовых проектов и работ, при защите дипломных проектов. Порой они являются создателями уникальных мультимедийных технологий, получая данные при прохождении технологических и преддипломных практик.

   Курсовые и дипломные проекты строятся на основании ранее полученных знаний и умений. Можно четко проследить реализацию метода проектных решений при обучении: лабораторно — практические работы – курсовое проектирование – дипломирование.

Например, знания и навыки, получаемые при выполнении лабораторных работ по дисциплине «Проектирование автоматизированных информационных систем» (базы данных), студенты используют на курсовом проектировании и в дальнейшем на дипломном проектировании.

Аналогичная ситуация наблюдается при изучении других спецдисциплин – «Прикладное программирование», когда студенты осуществляют моделирование определенных информационных систем, обогащая программным обеспечением не только свою комиссию.

Курсовой проект по дисциплине «Эксплуатация технических средств интеллектуальных систем» можно считать комплексным, так как он объединяет несколько дисциплин «Микропроцессорные устройства», «Компьютерная графика», «Технические средства интеллектуальных систем», «Компьютерные сети».

Студенты имеют возможность творческого моделирования в условиях максимально приближенных к реальным; выступают аналитиками, разработчиками, проектировщиками, исследователями (организация рабочих мест и обслуживание технических средств ИС, графическое моделирование, проектирование ВЦ на предприятии и комплектация АРМ специалиста по ремонту и обслуживанию ЭВТ, расчет электропотребления, разработка информационного пособия по аппаратному обеспечению, исследование схемы и создание программного обеспечения работы устройства, схемотехника и расчет надежности)

Каждый электронный ресурс (электронный учебник) уникален.  Разнообразие дизайна, составляющих, наполнения свидетельствует о творчестве.

Учитывая непростую ситуацию на данный момент, актуальными направлениями дальнейшей разработки обозначенной проблемы является создание мультимедийных компьютерных технологий с использованием одинакового, доступного, понятного интерфейса, с которым подготовленным студентам не составит труда самостоятельно разобраться, а нерегулярные пользователи смогут освоить его с помощью преподавателя.

Кроме базовых направлений методических разработок и использования информационных технологий, в практическом обучении студентов целесообразно использовать программы с имитационным моделированием. Моделирование позволяет снизить затраты на использование в учебном процессе дорогостоящих реактивов, материалов и оборудования. Моделирование позволяет за время одного занятия рассмотреть и проанализировать процессы, которые в реальной жизни занимают дни, недели, месяцы и годы.

 

Большинство используемых в процессе обучения студентов нашего техникума программных продуктов разработаны серьезными компаниями, но есть и такие, которые разработаны нашими студентами в рамках курсового или дипломного проектирования. Использование самостоятельно разработанных программных продуктов и моделей вносит в процесс обучения дополнительную мотивацию – «если другие студенты так могут, то и я смогу».

Современный уровень использования информационных технологий в обучении – это лишь  первая ступень информатизации образования. Вторая ступень – использование мультимедийных технологий при разработке интерактивных методов обучения, создание приложений для обучения в игровой форме. Следующая ступень — создание студентами групповых проектов по разработке собственных виртуальных лабораторий, создание виртуальных трехмерных моделей и использование их при изучении сложных объектов.

Стремление к чувственному восприятию подталкивает нас как будущих специалистов обратить свой взор на визуализацию процессов окружающего мира с целью экономии ресурсов, средств, площадей, для создания трехмерных визуализированных лабораторий, позволяющих исследовать и анализировать процессы недоступные или трудоемкие, сводя на нет ограничения, раскрывая весь творческий потенциал  и стремления. Многие лаборатории уже существуют, процессы в них основаны на данных и результатах исследований. Развитие технологий всё больше позволяет моделировать не только процесс, но и находиться в виртуальной реальности (создание трехмерных проектов учреждения, исследование процессов операционных систем реального времени, создание развивающих игр с использованием технологии 3D и другие).

Мир вокруг нас становится иллюзорным и голографичным, с учетом современных технических и программных средств мы вступаем в эру больших возможностей, когда каждое движение становится осязаемо и значимо. А мы превращаемся из информационного общества в информационный общий поток.

Пределов совершенствования нет, поиск методов внедрения информационных технологий необходимо вести постоянно, ведь информационные технологии не только помогают преподавателю в процессе работы, но и позволяют существенно облегчить и разнообразить этот процесс.